Воплощение дизайна
одного из лучших мотоциклов
MotoGP

Мотороллер Турист

01 Июл 2014

0_d391_e2b70184_L

Во второй половине прошлого века инженеры Тульского машиностроительного завода создали мотороллер, который получил гордое имя «Турист». По замыслу авторов этой модели, мотороллер «Турист» вполне соответствовал задачам, поставленным для перемещения на дальние расстояния.

Предшественниками «Туриста» были модели Т-200, которые значительно уступали ему по дизайну и техническим характеристикам. Работа над созданием нового мотороллера была доверена коллективу конструкторского бюро, которое возглавил талантливый инженер Е.Н. Щербаков. Специалисты трудились над усовершенствованием конструкции в течение трёх лет и проделали колоссальную работу.

В 1978 году главный конструктор ТМЗ Валентин Пудовеев в своём интервью местной газете сообщил об изобретениях, позволивших создать уникальный мотороллер. По его словам, инженеры, применив несущий капот, смогли отказаться от громоздкого трубчатого подрамника, расположенного в задней части роллера. Кроме того, ими была использована новая передняя рычажная вилка толкающего типа, улучшающая управляемость машины.

После сборки мотороллер «Турист» прошёл множество проверок на прочность. Его испытывали на стендах завода и ВНИИмотопрома, на серпантинах южных гор, на заснеженных просёлках в средней полосе. Именно на этом мотороллере заводские спортсмены производили заезды на состязаниях по мотоциклетному многоборью, в гонках на льду и кроссах. В 1965 и 1966 годах ими были завоеваны призовые места в моторалли ФИМ.

Несмотря на то, что конструкция мотороллера «Турист» была далека от совершенства, автолюбители считали его комфортной и надёжной машиной. Однако впервые имя «Туриста» страна узнала в 1967 году, когда проводились Всесоюзные мотоциклетные соревнования. Спортсмены на мотороллерах «Турист» заняли первое место.

Особенности модели

По сравнению с предыдущими моделями мотороллеров «Турист» отличается множеством интересных особенностей. Например, его конструкция имеет кожух переднего колеса с ящичком для инструментов. Это является новшеством, так как в корпусе переднего крыла зарубежных мотороллеров традиционно располагался топливный бак.

Инженеры ТМЗ немало поработали над расположением тросов управления, электропроводки. В «Туристе» они размещались в скрытых полостях руля, и на приборном щитке не было проводов. Отсутствие выступающих элементов придало машине аккуратный вид. Капот нового мотороллера откидывался назад, надёжно фиксировался, поэтому автолюбители имели возможность получать моментальный доступ к двигателю, бензобаку и навесному оборудованию. Намного прочнее стал кузов «Туриста». По сравнению с предшественниками у этой модели заметно снизился центр тяжести, что позволило решить проблему устойчивости машины на высокой скорости.

Несмотря на некоторые недоработки, мотороллер Тульского машиностроительного завода пользовался огромным спросом и выпускался до 1978 года, уступив место своей модернизированной версии под названием «Тулица».