Воплощение дизайна
одного из лучших мотоциклов
MotoGP

С чего все начиналось: история о ГБО

28 Авг 2015

262Первые попытки создать газовый двигатель предпринимались еще в 1801 году, когда француз Филипп Лебон взял патент на создание газового двигателя.

На самом же деле первый газовый двигатель появился раньше бензинового. Было это в далеком 1853 году. В тот год француз Жан Этьен Ленуар создал двигатель внутреннего сгорания, который работал на светильном газе. Но из-за применения именно этого газа функционально двигатели были очень ограничены, что предопределило открытие бензина, как топлива.

Далее газовые двигатели развивались параллельно с бензиновыми и в конце 20-х пришли в Советский Союз. У нас, благодаря Научному автомобильному институту «НАМИ», были проведены обширные исследования, в результате которых было выпущено 4 автомобиля на газу – ГАЗ 42 и 44 и ЗИС 21 и 30.

Но бензиновые двигатели все равно оставались в приоритете.

В 70-х годах ХХ века появляется прообраз современных газовых систем, а именно газобаллонное оборудование 1 поколения. Основным принципом его работы было механическое регулирование газовой смеси, которая подавалась в двигатель.

Через несколько лет система была усовершенствована и на свет появилось ГБО 2 поколения. Основной доработкой стало дополнение электронных дозаторов, которые работали с датчиком содержания кислорода.

Подходили эти системы для машин с инжекторным двигателем. Но были и проблемы, особенно с резко сократившимся сроком эксплуатации воздушного фильтра и свечей.

Еще через несколько лет появился газ на авто 3 поколения. Он отличался от предыдущей системы наличием электронной дозировки подачи топлива. Ситуация с фильтрами наладилась, но система очень медленно реагировала на изменение режима работы машины.

Кстати, поколение постарше еще помнит эксперимент с советскими такси. Тогда, в начале 80-х, массово и, само собой, централизованно, начали устанавливать газобаллонное оборудование на автомобили такси. Но так как само оборудование было не самого удачного отечественного образца, да и у мастеров, его ставивших, мотивация хромала, то и результат себя не заставил долго ждать.

В салонах авто стоял неповторимый стойкий запах газа. Создавалось впечатление, что в данный момент вы находитесь внутри бензоколонки. Кроме того, автомобили постоянно ломались и в результате эксперимент признали неудавшимся, а за газом на авто прочно закрепилось реноме некачественного топлива, которое ломает машину, да еще и плохо пахнет.

Чуть позже система была опять усовершенствована, и на свет появилось ГБО 4 поколения, которая имеет распределенный и синхронизированный впрыск газа. На сегодня эта система остается лучшим выбором по соотношению цена/качество. Так, цена гбо 4 поколения стартует от 3 тысяч гривен у подпольных мастерских и от 9 тысяч в серьезных уважаемых компаниях типа Motor-gas.

Надо сказать, что сегодня уже существуют системы 5 и даже 6 поколений. Но их проблема в том, что системы слишком чувствительны к качеству топлива, что автоматически сводит все их преимущества на просторах нашей родины к нулю.