Существуют такие особо умные личности, которые убеждены, что на мотоцикле можно ездить в любой удобной одежде. Вообще-то можно, но недолго. Разбиваются на мотоциклах не только новички, но и знаменитые в своих кругах профессионалы.
Экипировка для мотоциклистов очень важна, если они хотят стать настоящими гонщиками. Скорость, адреналин, «Живи бурно, умри рано» - это, само собой, широко известные принципы рокеров и многих байкеров, однако они не оставляют возможности для совершенствования. Так что жить нужно бурно, ездить громко и быстро, но экипироваться по полной программе.
Без экипировки ездил разве что такой персонаж, как Терминатор в исполнении будущего губернатора Калифорнии Шварценеггера. Изображение Терминатора на байке, в выразительных чёрных очках, стало сверхпопулярным. Но не нужно забывать, что Терминатор – машина, которой не страшно никакое падение (если она собрана не в Китае), да и при механически выверенных движениях падение маловероятно. Человек, к сожалению (или к счастью), не машина, а очень уязвимое существо, и его надо беречь.
Экипировка для мотоциклистов – это залог их безопасности, а не просто модная униформа. Во многих странах законодательством оговорено, в какой униформе необходимо ездить не только мотоциклистам, но и обладателям мопедов и скутеров. В нашей стране на эти последние правил не существует, однако существует статистика, показывающая, что скутеры – один из самых травмоопасных видов транспорта.
Мотоэкипировка состоит из таких элементов, как:
- шлем,
- перчатки,
- куртка,
- брюки
- мотоботы (обувь).
По степени защищённости бывает слабозащищённая экипировка, среднезащищённая (с противоударными элементами) и полная.
- Слабозащищённая экипировка изготавливается из таких материалов, как кожа, резина и ткань, и предназначена для использования во всех погодных условиях. Однако она не защитит от серьёзных травм. По сути, это обычная верхняя одежда в «байкерском» стиле. В ней, конечно, не застудишься на больших скоростях, но в этом функция любой одежды.
- Среднезащищённая экипировка внешне мало отличается от слабозащищённой (и, значит, от обычной одежды). Однако она имеет противоударные вставки, расположенные на самых уязвимых местах – на локтях и плечах, на спине и коленях. Такая униформа подходит тем мотоциклистам, которые стараются не превышать скорость.
- Цельнозащитная экипировка пригодится на больших скоростях – свыше 100 км/ч. Она не порвётся при падении, а может лишь немного подпортить свой внешний вид. Эта униформа отличается характерной внешностью, да и весит побольше, чем экипировка вышеописанных типов. Но с ней байкер будет в полной безопасности.
Шлем – самая важная часть любой мотоциклетной экипировки. Ни один здоровый мотоциклист не сядет на своего двухколёсного друга без шлема. Ведь он защищает самую уязвимую часть тела – голову. Велика вероятность, что разбившийся при несчастном случае мотоциклист останется полноценным членом общества (хоть и физически искалеченным), если он был в шлеме. Органы тела можно и восстановить, но вот при травме головы её восстановить невозможно.
Шлемы бывают в виде каски и цельнозащитные, с забралом. Шлемы бывают разной ценовой категории, однако не нужно думать, что дешёвые шлемы не уберегут вашу голову от несчастного случая: абсолютно все шлемы (кроме, может, откровенно контрафактных) проходят жёсткое тестирование при поступлении в продажу. Просто дорогие шлемы имеют повышенные показатели, к примеру, комфортабельности. Дешёвый шлем хорошо проявит себя в небольших любительских поездках, а вот для продолжительного путешествия стоит обзавестись «шапочкой» подороже.
Выбирая по отдельности очки и шлем, примеряйте их в совокупности друг с другом, так как случается, что они плохо стыкуются. Очки – это часть экипировки, которая призвана защитить ваши глаза и при этом не ухудшить обзор запотевшими стёклами и царапинами на них. Лучшими моделями считаются американские «Smith», «Fox», немецкий «Uvex».
Если же вы предпочитаете очки с голограммами (в виде ос, черепов и тому подобного художества), то следует учесть, что они отличаются меньшей устойчивостью к царапинам и помутнению. Такие очки предлагаются компанией «Scott».
Куртку также стоит выбирать в зависимости от дальности поездки. Для «землепроходцев» подойдёт куртка из такого материала, как кордур, имеющая противоударные вставки. Правда, она не защитит в случае езды по бездорожью.
Если погода очень тёплая, то вместо куртки стоит приобрести «панцирь», поверх которого одевается обычная майка.
Когда выбираете мотоботы, то нежелательно приобретать модели, имеющие наколенники с большим количеством секций, поскольку они могут стеснять движения ног, а порой и не поместятся на штанах. Боты и наколенники следует выбирать также в зависимости от стиля, который вы предпочитаете. Так, эндуристу приходится зачастую передвигаться пешком, поэтому такая модель, как Alpinestars Tech 8, для этой цели не очень хорошо подойдёт. Однако она обладает прекрасными защитными показателями. От типа езды зависит и вся экипировка мотоциклиста в целом.
Шлемы из… тыквы
В Нигерии собственных крутых мотоциклистов тоже хватает. Но тратиться на всю необходимую экипировку они часто не желают. В качестве шлемов нигерийские байкеры надевают на голову выдолбленные половинки тыкв. Нигерийские полицейские пытаются с этим явлением бороться, но всё тщетно: мотоциклисты ездят быстро, да и любителей тыквенных шапочек видимо-невидимо: все любят халяву.
Ясное дело, что шлем из тыквы с большим сомнением можно причислить к защитным средствам, и несчастные случаи происходят весьма часто. Что поделаешь – африканский менталитет. К счастью для нигерийцев, им пока недоступны сверхскоростные модели мотоциклов, так что последствия аварии не такие плачевные, как могли бы быть.
По некоторым данным, в России хотят ввести законы, регламентирующие управление скутерами, и в числе прочего они обяжут приобретать шлемы. Однако наш совет: не стоит дожидаться законодательного «кнута», и для собственной безопасности есть смысл садиться на скутер в шлеме. Тем более это касается 12 - 15-летних подростков, которых значительное число среди владельцев скутеров в России.