Движение автомобиля происходит неравномерно. Машина может двигаться как на высокой, так и на очень маленькой скорости.
Диапазон изменения вращения оборотов колес довольно велик, его величина может достигать изменений раз в 50. Однако эффективная работа двигателя автомобиля возможна лишь на оборотах равных 2000–6000 об/мин, когда скорость вращения коленчатого вала изменяется всего раза в три. Для того, чтоб автомобиль мог обеспечить требуемую водителю скорость движения на оборотах, близких к оптимальным и ставят коробку передач, условно говоря – между колесами и коленчатым валом.
Коробкой передач называют механический узел, который служит для изменения соотношения между угловыми скоростями вращения коленчатого вала и ведущими колесами автомобиля, во время движения, что приводит к преобразованию крутящего момента на ведущих колесах. С помощью коробки передач также происходит разъединение двигателя с трансмиссией, и получение заднего хода автомобиля.
Однако надо заметить, что не все известные двигатели требуют наличия такого механического преобразователя как коробка передач. Например, в паровом двигателе паровоза и в электрическом двигателе толлейбуса моторы развивают достаточный крутящий момент «от нуля», поэтому в транспортных средствах подобного рода отсутствует рычаг коробки передач и третья педаль.
Какие же свойства обеспечивает коробка переключения передач?
- Изменение крутящего момента на ведущих колесах необходимо для обеспечения требуемой скорости движения автомобиля, а также для выбора наиболее эффективной и экономичной работы двигателя.
Например, увеличить передаваемый крутящий момент от двигателя автомобиля к его ведущим колесам необходимо при трогании с места, при разгоне, также для преодоления подъемов.
- Разъединение двигателя с трансмиссией необходимо автомобилю при его работе на холостом ходу, при движении накатом, а также во время стоянки.
- Задний ход необходим автомобилю для маневрирования.
Главная функция коробки передач сводится к изменению силы тяги, скорости и направления движения автомобиля.
Автомобили ВАЗ комплектуются ручными механическими, четырех или пятиступенчатыми коробками передач, которые по числу валов с шестернями относятся к трехходовым, с постоянным зацеплением шестерен, с синхронизаторами. Шестерни всех передач, кроме задней, имеют косые зубья, что снижает шум при работе механизма коробки. Шестерни задней передачи – прямозубые.
При трогании автомобиля с места, а также при движении вперед, передачи включаются с помощью синхронизаторов. А для движения назад служит промежуточная шестерня заднего хода. Переключение передач осуществляется рычагом, из трех положений: вперед, назад и нейтральное положение.