Воплощение дизайна
одного из лучших мотоциклов
MotoGP

История легендарного мотоцикла Ява

09 Дек 2014

В Советском союзе мотоциклы Ява были одними из самых доступных и стояли едва ли не в каждом втором гараже. С езды на этом легендарном мотоцикле начинали, наверное, почти все современные байкеры. В СССР из Чехословакии было импортировано более миллиона этих железных коней. Модельный ряд насчитывает более пятидесяти образцов. Именно на Яве ездит герой Андрея Миронова в фильме «Брильянтовая рука». Верхом на этом мотоцикле разъезжает и Урри из «Приключений Электроника». О Яве поет группа «Сектор Газа», любовно называя мотоцикл «тачкой».

Рождение Явы

В самом начале 20 века Чехословакия уже славилась производством различной мототехники по всей Европе, в то время, как в Германии развивались автомобильные концерны. И вот в 1929 году оружейник Франтишек Янечек купил у немецкой компании Вандерер патент на пятисоткубовую модель с задним приводом. Назвали новый мотоцикл в честь «родителей», соединив имя Янечека и название Вандерер в Jawa. Приглашенный конструктор Патчетт создал конструкцию простого и чрезвычайно легкого мотоцикла с узнаваемой рамой из штампованных профилей и мощным по тем временам двигателем на 175 кубов. В массовое производство первая Ява попала в 1932 году. А уже 1935 объем двигателя на новой модели увеличился до 350 кубов. Перед началом Второй Мировой войны специалисты из Jawa разработали облегченный мотоцикл на 125 кубов, оснащенный трубчатой рамой. Этот мотоцикл участвовал в военных действиях наряду со специальной техникой. На нём разъезжали почтальоны, курьеры и военные корреспонденты.

«Чекушка»

Когда территория Чехословакии оказалась во власти оккупантов, на заводе Jawa в основном занимались ремонтом немецких танков и машин. Однако конструкторы подпольно разрабатывали и новые чертежи, в том числе и основываясь на передовых немецких технологиях. Поэтому, как только страна была освобождена, а война закончилась, завод тут же выпустил новую модель Ява 250. В то время, как большинство автоконцернов с трудом восстанавливало довоенный уровень производства, чехословацкие умельцы успели придумать и выпустить абсолютно новый тип мотоцикла. Ява 250 обладала одноцилиндровым двухтактным двигателем на возвратно-переменной продувке, а блок был с четырехступенчатой коробкой и автоматическим включением сцепления. Красивая элегантная рама состояла из стальных труб с квадратным сечением. Передняя вилка была телескопической. Внешний облик эффектно дополняла свечная задняя подвеска. Конструкции были спрятаны под мягкими округлыми кожухами. Новый мотоцикл буквально покорил всех посетителей Парижского салона 1946 года. В период с 1950 до 1970 «чекушки» успешно участвовали в разнообразных гонках и соревнованиях, в том числе и в спидвее на льду. На них выступали чемпионы спидвея Барри Бриггс, Оле Ольсен, Габрахман Кадыров, Анатолий Бондаренко. До сих пор команда России по спидвею на льду пользуется мотоциклами фирмы Jawa.

Изолированность

С шестидесятых годов стала развиваться промышленность Индии, туда посылалось множество специалистов из СССР и стран Варшавского договора. Уже в 1961 году открылся индийский филиал концерна - Ideal Jawa. Однако изолированность Чехословакии от стран Западной Европы, к сожалению, привела к тому, что продукция поставлялась лишь в страны восточного блока. Мотоциклы Ява стали терять популярность в Германии, Франции и Великобритании. Последней по-настоящему великой моделью легендарного концерна стала всем известная Ява 350/634, созданная в 1973 году.